Многие грузовладельцы ошибочно полагают, что в случае утраты или повреждения груза возмещение ущерба ложится на перевозчика, особенно, если его ответственность застрахована. Действительно, по закону все риски по сохранности груза с момента принятия груза и до момента передачи его грузополучателю лежат на транспортной компании, но только в том случае, если вина перевозчика будет доказана. Если же груз был повреждён или утерян из-за обстоятельств, которые не могли быть предотвращены, ответственность с транспортной организации снимается.
Почему же сложилась такая ситуация? Дело в том, что страхование ответственности перевозчика-экспедитора происходит по закону «О транспортной и экспедиционной деятельности», в котором границы ответственности перевозчика-экспедитора определены достаточно расплывчато. Вот и получается, что если перевозчик сумел доказать, что повреждение груза произошло не по его вине, то он не несёт ответственности за сохранность груза и, соответственно, не возмещает убытки пострадавшему грузовладельцу.
У некоторых недобросовестных перевозчиков для успокоения заказчиков есть полис страхования ответственности. Однако клиент может быть неприятно удивлён, когда при наступлении страхового случая внезапно выяснится, что действие этого полиса не распространяется на наступившие риски либо покрывает их не полностью и т.д. Страхование груза же защищает имущественные интересы грузовладельца вне зависимости от того, застрахована ответственность перевозчика или нет и какие риски покрываются договором страхования.
Ещё один важный момент, который часто упускается при заключении договора на перевозку груза – это корректное оформление проездных документов, в том числе, и транспортной накладной. Зачастую оно производится с нарушением требований законодательства, что приводит к тому, что при наступлении страхового случая невозможно доказать не то, что соответствие транспортировки груза общим условиям договора страхования, но и даже сам факт перевозки! Это ведёт к тому, что страховая компания может отказать в выплате возмещения, т.к. отсутствует возможность предъявить материальные претензии к виновному или ответственному лицу.
Даже если все документы оформлены правильно, это ещё не означает, что перевозчик несёт ответственность за все риски, связанные с утерей или повреждением груза. Он отвечает только за ущерб, возникший по его вине, и даже этот факт владельцу груза придётся доказывать в суде, что требует много сил и времени.
Справедливости ради, надо сказать, что несовершенство законодательной и судебной системы России работает как палка о двух концах. Пострадавшей стороной при наступлении страхового случая может оказаться как владелец груза, так и страховая компания. Очень часто при заключении договора страхования страхователь предоставляет недостоверную информацию о перевозке груза. Например, в договоре может указываться, что груз будет сопровождать вооруженный охранник, в то время, как на практике никакой охраны не предусмотрено. За границей в случае обнаружения подобных несоответствий расценивается как нарушение условий договора, что может стать поводом для отказа в выплате страховки. В России же суд часто считает это обстоятельство несущественным и скорее примет сторону страхователя, вынудив страховщика к выплате возмещения.
Возвращаясь к вопросу, нужно ли страховать груз, если перевозчик или экспедитор уже застраховал свою ответственность, можно с уверенностью сказать, что страхование грузов и страхование ответственности перевозчика являются двумя совершенно разными видами страхования и ни в коем случае не заменяют друг друга.
Желающие сэкономить на страховании грузов вполне могут столкнуться с такой ситуацией, когда товар будет утрачен или повреждён, но ни о каком возмещении убытков со стороны перевозчика не может быть и речи. Распространённый пример такой ситуации – ДТП по вине третьих лиц. В этом случае, согласно ГК РФ перевозчик не несёт ответственность за несохранность груза или багажа, т.к. ущерб был нанесён вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Ещё один пример, к сожалению, довольно распространённый при дальних транспортировках ценных грузов. Если хищение (утрата) груза произошла в результате противоправных действий третьих лиц (кража или грабёж), компенсация со стороны перевозчика может быть получена, только если удастся доказать в суде его вину. Не надо забывать и об ограничении лимита ответственности перевозчика.
Таким образом, страхование ответственности перевозчика не является гарантией возмещения ущерба грузовладельцу в случае утери или повреждения товара, а служит лишь дополнительной гарантией платежеспособности транспортной компании. Напротив, страхование груза позволит свести к минимуму возможные убытки при наступлении страхового случая.